Трансфертные платежи — это… (что представляют собой)
Трансфертные платежи – это денежные средства, выделяемые из государственного бюджета для передачи их населению и частным предпринимателям в социальных целях.
Данное определение объединяет под собой всевозможные субсидии и дотации от государства, направленные на поддержание определенных бизнес-направлений, например поддержка малого бизнеса, развитие инновационных технологий, частичное государственное финансирование сельскохозяйственных предприятий.
Так же к ним можно отнести и социальные выплаты населению от государства: пенсии, стипендии, финансовая поддержка малочисленных народов.
Сущность трансфертных платежей и история их появления
Именно с помощью трансфертных платежей можно определить социальную направленность правительства страны. Так как это выплаты не за какие-либо товары или услуги, а для поддержания социально значимой сферы государства.
- В 1944 году трансфертные платежи состояли из процентов, направленных на покрытие государственного долга и расходов на социальное страхование населения. Как и сейчас, данный вид выплат не относятся к оплате каких-либо работ и услуг, выполненных кем-то для получения прибыли, поэтому трансфертные платежи не принимаются в расчет при определении уровня ВВП.
- В сороковые (послевоенные) годы применяемая формула была неактуальна, так как потребность в безвозмездных выплатах от государства стала расти и расширять сферу применения. Это привело к тому, что трансфертные платежи стали распространяться на незащищенные слои населения в виде выплаты им доходов из казны. Так же список расширился выплатами, поддерживающими значимые объекты промышленности.
- Пиком социальной направленности внутренней политики страны, приходятся на 50-е года СССР. Тогда трансфертные платежи составляли более 30%. Однако тяжелое экономическое положение страны в 80-х годах приводит к резкому сокращению трансфертов. На сегодняшний день в России средняя доля трансфертных платежей составляет 15%.
Например, в США доля трансфертных платежей составляет около 12%, а в Швеции – почти 32%. Не сложно определить государство с политикой, направленной на поддержание населения.
Снижение темпов роста трансфертных платежей в США отмечается во время президентства Р.Рейгона в 90-х годах. Однако в отличии от причин СССР, заморозка развития социальной политики в США послужила неэффективность самой системы поддержания нуждающихся слоев населения.
В современной истории трансфертные платежи стали называть «отрицательным налогом». Связано это с тем, что данные вид выплат является противоположностью налога, как общего понятия. Трансфертные платежи выплачиваются правительством населению, в отличие от налогов. И суммы данных перечислений растут с упадком производительности населения и уменьшаются с её ростом. Когда как сумма налога растет прямопропорционально доходам от высокой производительности труда.
Виды трансфертных платежей
Выделяют два основных вида трансфертных платежей:
- государственные, это платежи, выплачиваемые правительством страны на оплату пенсий, пособий по безработице, поддержку бизнеса и т.д.;
- частные, образуются в результате передачи денежных средств от гражданского лица другому лицу или даже предприятию.
Однако данный вид платежей не ограничивается страной, гуманитарная и медицинская помощь, так же является разновидностью государственных трансфертных платежей.
Ещё к этой категории относится поддержка государственно значимых секторов экономики.
В последние годы в России – это малый бизнес, медицина, производство оборонной промышленности, сельское хозяйство и научные технологии.
Важным акцентом остается тот факт, что не только правительство государства способно на трансфертные платежи. Многие обеспеченные люди занимаются софинансированием социальных объектов (школы, детские дома, больницы). Помимо этого они могут вносить единоразовую материальную помощь, как целым организациям, так и материальную помощь какому-то конкретному человеку. В свою очередь государственные трансфертные платежи можно разделить на три основных направления:
- Денежные средства для оплаты социальных нужд населения. Как уже говорилось – это пенсии по старости и инвалидности, стипендии, дотации многодетным семьям и т.д. В случае такого рода выплат правительство страны выделяет средства из тех, что поступили в бюджет в виде обязательных налоговых платежей, и выплачивает эти средства нуждающимся людям, как социальные выплаты.
- Субсидии предпринимателям. Для осуществления этих выплат, правительство страны распределяет выделенные денежные средства между бюджетами субъектов федераций, которые и осуществляют выдачу дотаций предпринимателям, путем проведения конкурсов.
- Выплаты процентом по государственному долгу.
Взаимосвязь политики и трансфертных платежей
Помимо прямой цели трансфертных платежей, они играют значимую роль в политическом имидже любой страны. Уровень распределения доходов между слоями населения – это основной показатель «заботы» правительства государства о своем народе.
Такие принципы известны каждому ещё из детских книг, когда Робин Гуд «забирал деньги у богатых и отдавал бедным». Так же подобные принципы преследовались при «построение» коммунизма. И хотя, большинство стран Мира раскритиковали данный государственный и экономический строй, доля трансфертных платежей по-прежнему остается показателем гордости на мировой арене.
Не зря трансферты – это один из трёх рычагов фискальной политики каждой страны. Фискальной политикой можно назвать комплекс мер, которые предпринимает правительство страны для улучшения финансового состояния страны в целом. И происходит это, в основном, за счет управления доходами и расходами самого правительства. Поэтому такого рода политику называют бюджетно-налоговой.
Однако у трансфертного платежа есть прямая противоположность в экономической политике страны – это налог. Когда как налог, по сути, является частью доходов населения, которую оно (население) добровольно отдает государству, то трансфертный платеж – это добровольная выплата государства нуждающихся категориям населения из доходов Федерального бюджета.
Стоит отметить, что и в первом и во втором случаях контрольной стороной остается государство, что и объясняет, что социально направленные выплаты не подлежат налогообложению.
И всё же первоначальной целью трансфертных платежей была идея уменьшения материального неравенства между разными категориями граждан одной станы. Нельзя сказать, что при текущем направлении развития политики страны, эта цель достигнута.
На сегодняшний день потребность в трансфертных платежах превышает поступления в бюджет РФ и многократно превышает суммы, выделяемую из этого бюджета.
bankspravka.ru
Трансфертные платежи могут поступать населению в виде
ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ<!BeginDoc> — одна из основных статей расходов бюджета государства. Трансфертные (т.е. перераспределительные) платежи представляют собой перевод части доходов государственного бюджета в частный сектор — населению и предприятиям. Условно можно выделить три категории трансфертных платежей: пособия и дотации на социальные нужды, субсидии предпринимателям и выплаты процентов по государственному долгу. К первой категории относятся: пособия по безработице, основанные на социальных программах; дотации многодетным семьям и малоимущим слоям населения; пенсии; разнообразные выплаты ветеранам и другие пособия по социальному обеспечению. При помощи такого рода трансфертных платежей государство перераспределяет налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. При помощи субсидий предпринимателям регулируются отраслевые и региональные пропорции общественного производства, стимулируются НИОКР и т.п. Третью категорию трансфертных платежей составляют выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды, населению, банкам, купившим государственные ценные бумаги. Таким образом, трансфертные платежи представляют собой форму перераспределения доходов в обществе через государственный бюджет.
Межбюджетные отношения — представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.
Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.
Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:
• распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням бюджетной системы;
• равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
• равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете.
В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ местным бюджетам.
Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислении.
В течение финансового года органы законодательной, представительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.
С целью реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов РФ.
Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.
Финансовая помощь из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:
• дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
• субвенции на финансирование отдельных целевых расходов. Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составление и исполнение бюджетов основано на приоритетном финансировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.
Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.
Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:
• расходов по федеральным целевым программам, капитальных расходов;
• расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;
• других целевых расходов.
Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.
Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации имеет право на проведение ревизии бюджета субъекта РФ, получающего финансовую помощь из федерального бюджета.
При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке.
Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным органом Минфина и Счетной палатой РФ.
Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ
местному бюджету может быть оказана в следующих формах:
• на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;
• субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;
• другие формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ.
Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.
Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяются законом субъекта РФ.
Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяются законом субъекта РФ. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ вправе провести ревизию местного бюджета, получающего финансовую помощь из бюджета субъекта РФ. ‘Ревизию бюджета муниципального образования может проводить орган финансового контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта РФ. Заключение контрольного органа заслушивается при рассмотрении законодательным или представительным органом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Если местному бюджету предоставляется финансовая помощь в объеме, превышающем 30% расходов местного бюджета, финансовый орган субъекта РФ может поставить в качестве условия предоставления финансовой помощи исполнение местного бюджета органом, исполняющим бюджет субъекта РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.
Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами либо федеральными законами. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.
Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования
(ЗАТО) имеет свои особенности:
1) в доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов и другие поступления, аккумулируемые на его территории;
2) при недостаточности собственных и регулируемых доходов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета дотации на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления. Размер дотаций утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
3) превышение доходов над расходами бюджета ЗАТО не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы.
Исполнение бюджета ЗАТО производится Федеральным казначейством РФ. Дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, предоставляются органами местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Минфином РФ.
fibradecor.ru
Трансфертные платежи: это что такое?
Наглядным показателем социальной политики государства становятся трансфертные платежи. Эти выплаты носят специфический характер и отличаются от привычных доходов, связанных с проведением работ и оказанием услуг. Определенные государственные обязательства предназначены предпринимателям и отдельным лицам, действительно нуждающимся в поддержке.
История появления и сущность трансфертных платежей
Основу госбюджета составляют доходная и расходная части. Финансовый кризис и неблагоприятное экономическое состояние нарушают баланс, и требуется предпринимать меры для его восстановления.
Удобней всего использовать передаточную форму перераспределения. Трансфертные платежи считаются наиболее приемлемым способом оказать поддержку пострадавшим слоям населения.
В итоге эти выплаты носят адресный характер. Реформирование системы налогообложения приводит к увеличению трансфертных платежей, используемых по целевому назначению.
Мнение эксперта
Александр Иванович
Платежи включают в себя поддержку предпринимателей в сфере малого бизнеса и инновационных технологий. Они предназначены домашним хозяйствам и малообеспеченным лицам, получающим стипендии и пособия разнообразного типа.
Социальная направленность трансферта не вызывает сомнения. Они начали формироваться в тридцатые годы. Однако развитие произошло в конце второй мировой. В этот момент к трансфертным платежам относятся суммы в виде процентов, выделенные на погашение госдолга и затрат на социальное страхование.
Начала осуществляться поддержка особо уязвимых слоев и промышленного производства, включающего важные стратегические объекты. Расцвет пришелся на пятидесятые, поскольку платежи достигли 30 процентов бюджета.
Сейчас можно говорить о цифре в 15 процентов. Шведское правительство увеличивает планку до 32 процентов. В Соединенных Штатах они уменьшились до 12 процентов с 30 за последние тридцать лет. Причиной послужила неэффективная система распределения.
Виды платежей
Рост производства и доходной части неизбежно приводят к снижению трансфертных расходов. Обратная картина говорит об их увеличении. По существу эти выплаты правительства подразделяются на три категории.
- К первому виду относятся пособия безработным, малоимущим и многодетным семьям. Они учитываются в составе отчислений пенсионерам, инвалидам и ветеранам.
- Вторая группа включает частные трансфертные платежи. Подарки и деньги переходят на добровольных началах от одного гражданского лица другому. Категория затрагивает субсидии начинающим бизнесменам и отраслям с перспективами развития — сельское хозяйство, инновационные технологии, оборонка и медицина.
- Типичным примером трансфертных платежей третьей разновидности становятся отчисления в пенсионные фонды и финансовые структуры, закупившие ценные бумаги. Происходит погашения процентов по государственному долгу.
Трансферт затрагивает главный и местные бюджеты регионов. Люди с достатком становятся участниками процесса, оказывая единоразовую или регулярную помощь организациям и нуждающемуся человеку.
Взаимосвязь политики с платежами
Трансфертный платеж является компромиссным вариантом восстановления баланса и справедливого распределения доходов. Важно не допускать резкого расслоения населения, и дать возможность проживать на достойном уровне, не ниже прожиточного минимума.
Критика такой формы передачи средств не мешает активно использовать платежи и поддерживать их долю на высоком уровне. Трансферты становятся действенным инструментом фискальной политики любого государства.
Происходит перемещение ресурсов от госорганов и членов общества без затрат и создания ценностей. Платежи входят в состав акцизных и таможенных сборов, тарифов и налогов, кредитных операций и уплаты процентов по задолженностям.
Политика государства преследует двоякую цель. Население в обязательном порядке вносит налоги в казну. Одновременно наблюдается обратное движение выплат значительному проценту населения.
Мнение эксперта
Александр Иванович
Трансфертные выплаты носят добровольный характер. Первоочередной задачей становится сглаживание социального неравенства и возможность значительно улучшить материальное положение.
Кризисные явления затрагивают все страны. Отказ от платежей просто невоможен. Выделяемых сумм пока явно недостаточно, в ближайших планах правительства поднять процент трансферта для сглаживания ситуации.
Влияние государственного регулирования
Реформировании экономики и финансового рынка не прекращается ни на минуту. Создаются новые механизмы функционирования и приходится решать возникшие вопросы без промедлений.
Межбюджетные отношения затрагивают центральные и местные власти. Приходится проводить разграничение прав и обязанностей, распределять доходы вместе с расходами по уровням с учетом трансфертных платежей.
Регионы с достатком и нуждающиеся в финансировании приводят к выравниванию бюджетной обеспеченности. Ряд расходов переходят на федеральный уровень. Некоторые виды передаются в местные субъекты.
На протяжении финансового года сложно вносить поправки в статьи, связанные с увеличением или уменьшением доходов и расходов. Принцип равенства должен предусматривать единые нормы отчисления и уплаты от собранных налогов и сборов.
Задача государства заключается в контроле и эффективном управлении. Создается единая методика, учитывающая географическое положение и климатические условия, экономическое состояние и социальную обстановку. Трансфертный платеж становится действенным инструментом нивелирования, непозволяющим дойти до критической точки.
Трансферт для населения
Передаточная форма действительно благоприятно воспринимается населением. Разновидности трансферта включают:
- Отчисления пенсионерам и безработным, поскольку они не могут трудоустроиться. Молодежь сможет учиться, получать стипендию и материальную поддержку от родственников и фондов. Люди с инвалидностью нуждаются в лечении и помощи.
- Задача улучшить демографическую ситуацию привела к компенсационным выплатам многодетным семьям. Предусмотрены многочисленные льготы от государственных и местных органов.
- Ветераны войны и труда заслуженно пользуются привилегиями. Они связаны с оплатой услуг, лечением, бесплатным жильем и дотациями.
- Регистрация бизнеса позволит поучаствовать в госпрограмме и оформить субсидию для развития. Внимание уделяется перспективным отраслям и технологиям. Проводятся конкурсы, обеспечивается покупка материалов и обучение сотрудников.
Частные выплаты привлекают немало меценатов. Школы и детские дома, клиники и научные институты, театры и фонды спонсируются богатыми людьми из личных средств, без надежды получить прибыль.
Частично этому способствует проводимая налоговая политика. Предусмотрены определенные льготы для благотворителей, учитывая явную форму передаточных платежей.
Источник платежей
Доходная часть бюджета формируется из многих компонентов. Увеличение трансфертных платежей ориентировано на рост налоговых отчислений. Именно они становятся главным источником пополнения вместе с акцизными и таможенными сборами. Денежная форма соседствует с натуральной, затрагивающей продукты или оборудование.
Причины отсутствия в ВВП
Отсутствие трансфертных выплат в ВВП вполне объяснимо. Не происходит отдача, связанная с прибылью от производства продукции и сферой услуг. Отчасти трансферт затрагивает частные и инвестиционные расходы.
Производится постоянный поток средств в двух направлениях, не всегда отражающий действительность. Реальная зарплата открыта и известна, теневая — скрыта от налогообложения.
Заключение
Термин «трансфертные» служит для точного определения передаточных платежей, не влияющих на национальный доход. Внесенные сборы и налоги повлияют при перераспределении и помогут выровнять социальное неравенство. Компенсация коммуналки и стипендии, отчисления инвалидам и пенсионерам, помощь безработным и многодетным относятся к разновидностям трансферта и особенно востребованы. Субсидии предприятиям способствуют становлению бизнеса. Выплата процентов по госдолгу становится обязательной мерой поддержки финансового рынка. Безвозмездные выплаты обеспечат потребности нуждающихся и нетрудоспособных в кризисной ситуации. В ближайших планах увеличение адресных платежей лицам, действительно нуждающимся в материальной помощи.
oplatezhah.ru
Трансфертные платежи – что это такое
Под трансфертными платежами следует понимать одну из схем перераспределения госбюджетных средств, согласно которой из государственного бюджета осуществляются выплаты населению и частным предпринимателям как наиболее нуждающимся в них, т. е. в социальных целях.
Такие выплаты не имеют ничего общего с прохождением государственной службы. Речь идет о различных субсидиях и дотациях от государства, направленных на поддержку малого бизнеса и его перспективных направлений, развитие инновационных технологий, частичное финансирование сельхозпредприятий. Сюда же можно отнести и социальные выплаты населению: пенсионные пособия, стипендии, пособия по безработице, пособия инвалидам, финподдержку малочисленных народов, прочее.
Сущность и история появления платежей
Использование трансфертных платежей говорит о социальной направленности политики государства.
В 1944 году в состав трансфертных платежей были включены проценты, направленные на покрытие государственного долга и расходов, связанных с социальным страхованием населения. Этот вид выплат не относился к оплате услуг и работ, выполненных в целях достижения прибыли, поэтому при расчете уровня ВВП он не учитывался.
В послевоенные годы ввиду возникновения потребности в безвозмездных государственных выплатах применение трансфертных платежей стало распространяться на незащищенные слои населения, что проявлялось в качестве выплаты им доходов из казны. Перечень пополнился выплатами, направленные на поддержку значимых объектов промышленности.
Пик соцнаправленности внутренней политики страны пришелся на 50-е годы. В то время трансфертные платежи составили более 30%. К резкому сокращению трансфертов привело тяжелое положение страны, наблюдаемое в 80-е годы. На сегодняшний день их средняя доля составляет 15%. В США этот показатель равен 12%, в Швеции – порядка 32%. Из приведенных в примере сведений становится ясным, правительство какого государства больше всего поддерживает население. Связано это в большей степени с неэффективностью американской системы поддержки нуждающихся слоев населения.
Поскольку рассматриваемый вид выплат является противоположным налогу, в современной истории он получил название «отрицательного налога».
Это можно наблюдать по росту налогов прямо пропорционально доходам, полученным от высокой производительности труда, и росту (упадку) перечислений населению с упадком его производительности (уменьшением его роста).
Основные виды трансфертных платежей
Все трансфертные платежи делятся на два основных вида.
Это:
- государственные – т. е. те, что задействуются при выплатах пособий по безработице, пенсий, поддержке бизнеса, прочее;
- частные – возникновение которых связано с передачей денежных средств от физлица другому физлицу либо организации.
Рассматриваемые виды платежей не могут ограничиваться страной реализации. Часто к ним также относят гуманитарную и медицинскую помощь, поддержку значимых секторов экономики.
В последние годы в России они применяются в малом бизнесе, медицине, науке, сельском хозяйстве, производстве оборонной промышленности.
Применять трансфертные платежи способно не только само государство, но и частные обеспеченные лица, благотворительные организации. Последние могут заниматься софинансированием соцобъектов (больниц, школ, детских домов), выделять единоразовую материальную помощь в отношении целой организации, конкретного человека.
Государственные трансфертные платежи, в свою очередь, могут быть направлены:
- на оплату социальных нужд населения – стипендии, пенсии (по старости, инвалидности), дотации многодетным семьям, прочее. Источником средств в данном случае являются поступившие в бюджет обязательные налоговые платежи;
- на выплаты субсидий предпринимателям – средства распределяются на конкурсной основе субъектами Федераций;
- на выплаты процентов по государственной задолженности – сюда относят перечисления из федерального бюджета в пользу Пенсионного фонда, такового соцстрахования, кредитных организаций, возмещения расходов, связанных с продажей государственных ценных бумаг.
Таким образом, трансфертные платежи являются способом равномерного распределения доходов от держателя (успешного предпринимателя, правительства государства) к категории населения, наиболее нуждающейся в них.
Трансфертные платежи и политика
Кроме выполнения своей прямой функции, трансфертные платежи играют важную роль в политическом имидже страны. То, как распределяются доходы между слоями населения, является основным показателем, учитываемым при оценке заботы государства о собственном народе. Подобные принципы распределения средств аналогичны тем, что описываются в книжке о Робин Гуде, который забирал деньги у богатых и отдавал их бедным людям.
Схожие принципы соблюдались и при построении коммунизма. И, несмотря на то, что большинство стран мира не поддержали такой экономический строй, доля рассматриваемых платежей все же смогла укорениться и стать основным показателем участия в жизни населения на мировой арене.
Неспроста трансферты относят к рычагам фискальной политики страны, в качестве которой следует понимать комплекс мер, предпринимаемый правительством страны в целях улучшения финансового положения страны, и реализуемый за счет управления доходами и расходами. Такого рода политика получила название бюджетно-налоговой.
Как уже упоминалось выше, прямой противоположностью трансфертам в экономической политике страны являются налоги. Последние, по сути, представляют собой часть доходов, которую население добровольно отдает государство. В то время как трансфертный платеж является добровольной выплатой государства нуждающемуся населению из доходов федерального бюджета.
И в первом, и во втором случаях, в качестве контролирующей стороны выступает государство. Оно-то и не может допустить, чтобы социально направленные выплаты подлежали налогообложению.
И все же, в качестве первоначальной цели трансфертов выдвигалась идея сгладить материальное неравенство, наличествующее между отдельными категориями граждан страны. Нельзя сказать, что такая цель при текущем положении дел достигнута в полном объеме. На сегодняшний день потребность в трансфертах является большей от реальных поступлений в бюджет, многократно превышая те суммы, что выделяются из него.
denjist.ru
Что такое трансфертные платежи и где их используют? :: BusinessMan.ru
Трансфертные платежи – это общественные формы потребления, форма одностороннего перераспределения покупательной способности, доходов в обществе в виде субсидии в пользу нуждающихся граждан, частных предпринимателей с целью поддержки определённых категорий юридических лиц и населения.
Трансфертные платежи
Это единовременные пособия либо ежемесячная передача финансовых средств из бюджета, которые производит государство в пользу нуждающихся указанных членов общества.
Выполняется также финансирование за счет части национального дохода, налоговых поступлений в адрес нуждающихся социальных групп в обществе в форме компенсации, бесплатной передачи услуг и товаров.
Такие трансфертные платежи (безвозмездные выплаты) осуществляются правительством при неблагоприятных экономических факторах. Они частично либо полностью обеспечивают потребности крайне нуждающихся слоев общества в содержании нетрудоспособных членов семьи, жилье, охране здоровья, культуре, образовании. На развитие производства передаточные платежи не направляются.
Виды передаточных платежей
Государственные трансферные платежи: дотации на социальные нужды представляются малообеспеченным категориям граждан, имеющим серьезные финансовые проблемы.
Пособия по социальному страхованию
Органы исполнительной власти оказывают необходимую помощь нетрудоспособным гражданам.
Такие трансфертные платежи – это всесторонняя поддержка всех категорий людей, которые утратили способность трудиться. Они получают регулярное спонсирование: подарки, пособия по безработице, пенсии.
Что включают государственные трансфертные платежи? Молодые граждане, получающие профессиональное образование, имеют существенную поддержку со стороны государства: им платят стипендии. Граждане пенсионного возраста живут за счет обязательного социального страхования, получая различные виды пенсии по старости.
Социальную пенсию по инвалидности назначают различным категориям людей с ограниченными возможностями с целью их поддержки. Эти лица имеют возможность достойно жить благодаря трансферным платежам, государственному пенсионному обеспечению.
Забота о нетрудоспособных гражданах – важная функция государства
Для многодетных семей предусмотрено множество льгот:
- Региональными и федеральным законодательствами предусмотрены компенсационные выплаты этому малообеспеченному слою общества. Это реальное подспорье для мини-социума с тремя и более детьми моложе 18 лет.
- Бесплатное питание в образовательных учреждениях, посещение объектов культуры и выдача лекарств по рецептам, льготный прием в дошкольные учреждения, компенсация стоимости проезда на транспорте, безвозмездное обеспечение школьной формой – все это производится за счет государственного бюджета.
Ветераны получают разнообразные выплаты:
- На федеральном уровне устанавливаются льготы ветеранам труда. В набор социальных услуг входят разовые и ежемесячные денежные пособия, льготы и компенсации на оплату телефонной связи, городских социальных услуг, жилья, проезда к месту лечения.
- Объем социальных услуг различается у каждой категории ветеранов войны. Наибольшие привилегии, ежемесячные денежные доплаты, расширенные пенсионные права, льготы и компенсации имеют участники ВОВ.
- Получение бесплатного жилья, внеочередная медицинская помощь за счет государства, компенсация оплаты ритуальных услуг – это забота государства, трансфертные платежи. Безвозмездные выплаты населению – приоритетная статья государственной политики.
- Ветеранские выплаты, льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством – такие трансфертные платежи предусмотрены для других категорий ветеранов войны, труда и работников тыла. Забота об участниках боевых действий – приоритет для органов исполнительной и законодательной власти.
Финансирование начинающих предпринимателей
В развитии малого бизнеса серьезно заинтересовано руководство страны.
По программе поддержки бизнеса из средств федерального бюджета оказывается спонсирование предпринимательской деятельности. Все регионы страны на законодательном уровне задействованы в реализации государственной программы.
В рамках этой политики:
- Для поддержки социального предпринимательства за счет государственного финансирования используются трансфертные платежи. Виды их различны. В зависимости от региона отличается размер субсидии.
- Любой безработный гражданин страны имеет законное право на поддержку государства. Бизнесменам, которые открывают свое дело, оказывается информационно-консультационная поддержка.
- Начинающим предпринимателям, которые открывают собственное дело, на безвозвратной основе предоставляются субсидии. С грамотным бизнес-планом, в котором изложена информация о планируемой деятельности, нужно обратиться в государственные органы.
Государство компенсирует:
- Приобретение инновационной конкурентоспособной технологии.
- Внедрение перспективных систем управления, часть арендных платежей, плату на получение лицензии.
- Стоимость приобретения программного обеспечения, обучения сотрудников, покупки сырья и необходимых материалов.
Обслуживание государственного долга
По государственному долгу начисляются проценты.
Выплачиваются трансфертные платежи. Безвозмездные выплаты идут банкам и гражданам, которые приобрели государственные ценные бумаги, в пенсионные фонды.
Частные трансфертные платежи
Многие состоятельные люди из благородных побуждений спонсируют школы, детские дома, родственников. Они делают частные пожертвования на лечение обездоленных и неимущих сограждан.
На развитие искусства и науки материальная помощь нередко оказывается на безвозмездной основе из личных средств.
Почти 80% студентов не могут обойтись без поддержки близких людей. Родители и другие родственники нередко оказывают материальную помощь нуждающимся молодым людям, которые получают профессиональное образование в учебном заведении.
Чтобы избежать обнищания отдельных слоев населения, государство проводит разумную макроэкономическую политику. Неравенство доходов в обществе уменьшается за счет передаточных платежей. Налоговые доходы, полученные государством, перераспределяются в качестве трансфертных платежей в натуральной либо денежной форме. Социально-экономические противоречия за счет таких платежей значительно сглаживаются.
businessman.ru
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ — Мегаобучалка
Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной системы. Бюджетная система государства — совокупность всех бюджетов, созданных в государстве на различных уровнях государственных структур власти и управления. Бюджетная система основывается на бюджетном устройстве, которое устанавливает:
— виды бюджетов;
— взаимоотношение бюджетов;
— разграничение доходов и расходов в бюджете;
— определяет принципы и основы построения бюджетных систем;
— законодательное осуществление и закрепление бюджетного права.
В основе бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное деление. Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета:
— государственный бюджет;
— республиканские бюджеты;
— местный бюджет.
Бюджет (государственный) — система экономически распределенных отношений, которая охватывает все общество.
Бюджет имеет такие структуры:
— доходную;
— расходную.
Бюджетный дефицит — сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о том, что страна хочет тратить больше, чем может. Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода его расходам.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ
Темы рефератов (УИРС)
1. Сравнительный анализ налоговых систем Республики Беларусь и России.
2. Госбюджет как отражение социально ориентированной экономики Республики Беларусь.
3. Структурный анализ финансового сектора (развитые и развивающиеся страны).
САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ.
ТЕСТ
К трансфертным платежам можно отнести…
Варианты ответа:
а) государственные расходы на приобретение товаров;
б) расходы на оборону страны;
в) пенсии;
г) заработную плату, выплачиваемую из средств государственного бюджета.
Отличительной чертой трансфертных платежей является то, что…
Варианты ответа:
а) их получение не связано с предоставлением взамен товаров, услуг или производственных ресурсов;
б) они выплачиваются только работникам бюджетной сферы;
в) они могут осуществляться только по безналичному расчету;
г) они непосредственно выплачиваются Центральным банком страны.
Трансфертные платежи, выплачиваемые государством отдельному человеку…
Варианты ответа:
а) учитываются при расчете суммарного располагаемого дохода этого человека;
б) не учитываются при расчете суммарного располагаемого дохода этого человека;
в) учитываются при расчете суммарного располагаемого дохода этого человека только в том случае, если эти платежи выплачиваются наличными деньгами;
г) не учитываются при расчете суммарного располагаемого дохода этого человека, если по закону этот человек освобожден от уплаты подоходного налога.
Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?
Варианты ответа:
а) фискальная политика — это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране;
б) фискальная политика — это действия Центрального банка страны, направленные на регулирование курса национальной валюты;
в) фискальная политика — это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста;
г) фискальная политика — это меры по регулированию государством величины своих расходов или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости целесообразных темпов экономического роста.
В модели совершенной конкуренции маржинальная (предельная) выручка всегда равна…
Варианты ответа:
а) маржинальным (предельным) затратам;
б) маржинальной (предельной) прибыли;
в) цене;
г) средним затратам.
6. На рисунке изображена ситуация на рынке товара A в некой стране. S ― кривая предложения товара А внутренними продавцами; D — кривая спроса внутренних покупателей на товар А; Pвн — равновесная цена закрытого внутреннего рынка; Pм — мировая цена; t — импортная пошлина на единицу товара А, установленная в стране.
megaobuchalka.ru
11. Что такое «трансфертные платежи»?
Все добавления к заработанным доходам связаны, как и вычеты, с регулирующей деятельностью государства, которое не только изымает с помощью налогов часть заработанных доходов, но и возвращает их определенным слоям общества. «Возвращаемые» государством изъятые через налоги доходы в экономической теории получили название «трансфертные платежи» («трансферт» в переводе с английского означает «передавать»). Они включают: пенсии, пособия на детей, по инвалидности, по безработице, правительственные субсидии ветеранам войны и груда и т. д.
12. Как рассчитывается национальный доход?
Национальный доход (НД) — это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства: владельцы труда (заработная плата наемных работников), владельцы капитала (прибыль и процент), владельцы земли (земельная рента).
Для определения НД из ЧИП необходимо вычесть косвенные налоги. Последние представляют собой надбавки к цене товара и услуг (акцизы, НДС, таможенные пошлины и др.). Следовательно, НД = ЧИП — косвенные налоги.
Тема: инфляция в современной экономике программная аннотация темы
Инфляция как результат излишней денежной эмиссии. Виды инфляции: открытая и подавленная. Инфляция спроса и инфляция издержек. Показатели инфляции. Индекс потребительских цен и уровень инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на экономический рост. Изменение доходов населения в условиях инфляции. Антиинфляционная стратегия и тактика.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
1. Инфляция: сущность и виды.
2. Социально-экономические последствия инфляции.
3. Стратегические и тактические антиинфляционные мероприятия государства.
4. Особенности инфляционных процессов в России.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Инфляция. Открытая инфляция. Подавленная инфляция. Ползучая инфляция. Галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Ожидаемая инфляция. Сбалансированная и несбалансированная инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Индекс потребительских цен. Уровень инфляции. Адаптивные инфляционные ожидания. Потребительская корзина. Дефлятор ВВП. Кривая Филлипса.
Контрольные вопросы для повторения
В чем сущность инфляции?
Инфляция — это болезнь бумажно-денежного обращения, когда деньги потеряли связь с золотом. В таких условиях объем бумажных денег, находящихся в обращении, приобретает исключительное значение- если он превышает потребности товарного обращения, то возникает инфляция (лат — «вздутие») как результат излишней денежной эмиссии. Действительно, инфляция — своеобразный бумажно-денежный «флюс» рыночной экономики
Инфляция разрушительна для рыночной экономики. Поскольку она выражается в общем повышении уровня всех цен, то это имеет ряд негативных последствий.
Прежде всего обесцениваются деньги. Нарушаются установившиеся пропорции между ценами товаров. Продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное экономическое решение. Еще труднее дать экономический прогноз и долгосрочные расчеты Возникает риск при крупном инвестировании Защита от такого риска усматривается в увеличении размеров прибыли и процентов, что ведет к еще большему росту цен Поэтому предприниматели больше ориентируются на краткосрочные решения (в основном спекулятивной направленности) Происходит также перераспределение доходов, ибо те, кто имеет фиксированную зарплату, ничем не защищены от инфляционного роста цен. Обесцениваются и денежные сбережения населения Становится невыгодным кредит
Словом, инфляция, дезорганизуя рыночные процессы, I «взрывает» и производство, и потребление, усиливая социальную напряженность в обществе.
Каковы причины инфляции?
Первая причина состоит в том, что современное денежное обращение осуществляется «бумажными» знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху «золотых денег» их избыток преодолевался «уходом» золота из сферы обращения в сферу накопления. А вот бумажные деньги, которые являются только средством обращения, копить, подобно золоту, бессмысленно. Но, в отличие от золотых денег, бумажным просто некуда уйти: сфера обращения — их единственная обитель.
Более того, возникает «замкнутый инфляционный бег»: рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а новая их порция ведет к новому росту цен, вновь требуя роста денежной массы, и т. д.
Таким образом, первая причина инфляции — в «бумажной» природе современного денежного обращения, поскольку снят ограничитель эмиссии бумажных денег в виде определенного законом размера их золотого обеспечения.
Но, может, тогда следует вновь вернуться к «золотым» деньгам? Увы, это теперь невозможно: то, что раньше было достоинством золота как денег (его собственная высокая стоимость), теперь обернулось недостатком. Как раз освобожденная от золотой «гири» природа бумажных денег превращает их в идеальный оперативный индикатор движения товарных цен.
Вторая причина — это постоянный рост расходов цивилизованного государства на финансирование общенациональных, экономических и социальных программ (оборонная система, помощь безработным, поддержка малообеспеченных, затраты на науку, образование, экологию и т. д )
Обе названные выше причины инфляции объединяются под названием «инфляция спроса», так как это — потребность в дополнительных деньгах со стороны спроса, покупателей.
Третья причина инфляции — спрос на деньги со стороны производителей (поэтому она получила название «инфляция издержек») Дело в том, что в структуре расходов постиндустриального производства основное место занимает «зарплата», и чем цивилизованнее общество, тем выше ее размер. Рост цен на товары начинает раскручивать спираль «цены — зарплата»-чем выше цены, тем выше должна быть зарплата, а чем выше зарплата, тем выше издержки производства (и цены производственных товаров) В этом смысле и говорят об «инфляции издержек».
studfiles.net